B2C |B2B

Снижение воздействия на окружающую среду

Предприятия, образующие аэропортовый комплекс Домодедово, формируют сложную структуру с точки зрения существующего и потенциального воздействия на окружающую среду.

На качество атмосферного воздуха оказывают влияние сжигание углеводородного топлива в котельных и энергетических установках аэропорта, эксплуатация наземного и воздушного транспорта. Воздействие на окружающую среду происходит в результате использования противообледенительной жидкости (ПОЖ) для обработки поверхности воздушных судов, деятельности с использованием автотранспорта, дорожной и малой техники, работающей на жидком топливе. Воздействие авиационного шума определяется эксплуатацией воздушных судов во время различных фаз полета.

Следуя принципам экологической ответственности и устойчивого развития, Московский аэропорт Домодедово реализует комплекс мер, направленных на снижение воздействия на окружающую среду.


Мероприятия и технологии, направленные на снижение воздействия на окружающую среду.

Атмосферный воздух Сточные воды Авиационный шум
  • Переоснащение парка аэродромной техники на электротранспорт.
  • Проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха.
  • Проведение лабораторных исследований загрязнения сточных вод.
  • Проведение ежемесячных проверок в рамках производственно-экологического контроля.
  • Очистка водо-дренажной сети и поддержание системы биофильтров.
  • Облив воздушных судов в специально определенных местах.
  • Организация постоянного акустического мониторинга вблизи населенных пунктов, попадающих в зону санитарных разрывов.
  • Разработка программ по снижению шумового воздействия.
  • Экспертная оценка соответствия проектов строительства на приаэродромной территории санитарным нормам РФ.
  • Информирование населения о потенциальном шумовом воздействии аэропорта на прилегающих к нему территориях и в зонах перспективного развития.

Атмосферный воздух

Заботясь об окружающей среде, воздушная гавань реализует программу расширения парка «зеленой» техники.

В первом квартале 2017 года было осуществлено частичное переоснащение парка электротранспорта и его оборудование тяговыми литий-ионными аккумуляторами (ЛИА), благодаря использованию которых количество вредных выбросов при эксплуатации багажных тягачей существенно уменьшилось.

Тяговые ЛИА, новое поколение аккумуляторных батарей на основе лития, по сравнению со свинцово-кислотными аналогами батарей способны хранить до 20-25% больше энергии, а процесс их заряда проходит в 4-5 раз быстрее. При эксплуатации и заряде ЛИА отсутствуют коррозионные и токсичные выбросы, таким образом, исключается попадание свинца и его неорганических соединений в атмосферный воздух. Кроме того, данный вид аккумуляторов относится к четвертому классу малоопасных отходов, поэтому не требуют специальных методов утилизации.

Аэродромная техника воздушной гавани, используемая при обслуживании воздушных судов, отвечает «зеленым» стандартам. Треть эксплуатируемых самоходных пассажирских трапов оснащены аккумуляторными батареями повышенной производительности, что исключает выбросы вредных веществ в атмосферный воздух и снижает загрязнение почв тяжелыми металлами.

В рамках программы Московского аэропорта Домодедово по переходу на использование наземного оборудования и специальной техники на электрической тяге приобретены самоходные трапы TLD Green BBS-580. В настоящее время в Домодедово используются 18 подобных машин. В конструкции самоходных трапов TLD Green применен ряд современных решений, таких как аккумуляторные батареи повышенной производительности, позволяющие эксплуатировать его без подзарядки на протяжении стандартной рабочей смены, и специальные датчики безопасности, блокирующие движение трапа во время нахождения на нем пассажиров. Спецтехнику можно бесперебойно эксплуатировать в сложных климатических условиях в зимний период.


Сточные воды

На территории аэропорта Домодедово действуют нефтяные ловушки, препятствующие попаданию отходов аэропорта в сточные воды.

В аэропорту Домодедово внедрена технология системы очистки ливневых и промышленных стоков с помощью проточных биофильтров (суспензией с микроорганизмами). При протекании воды через биофильтр содержащиеся в ней токсичные вещества контактируют с микроорганизмами-деструкторами и разлагаются на безопасные вещества — углекислый газ и воду. Биофильтры стоят на каждом выпуске ливневых стоков аэропорта Домодедово и нейтрализуют нефтепродукты, этиленгликоль (входит в состав противообледенительной жидкости) и токсичные продукты химического синтеза.

Финансирование и реализация природоохранных мероприятий осуществляется на основе целевых программ и комплексных планов технологического развития. В состав федерального проекта «Реконструкция и развитие аэропорта Домодедово. Объекты федеральной собственности» входит строительство очистных сооружений. Также в рамках проекта по реконструкции Первой летной зоны предусмотрено строительство очистных сооружений поверхностных вод и площадок для обработки воздушных судов противообледенительными жидкостями с системой сбора.


Авиационный шум

Система шумового мониторинга включает в себя стационарные измерительные станции для контроля уровня шума, каждая из которых оборудована измерительным терминалом, способным регистрировать превышение уровня авиационного шума на местности относительно максимального допустимого значения. Данные с измерительных терминалов поступают на центральный сервер для обработки. Станции работают полностью в автоматическом режиме. Мониторинг авиационного шума на приаэродромной территории осуществляется непрерывно в круглосуточном режиме.

На постоянной основе специалистами аэропорта проводится работа по изучению проблем шумового воздействия, в том числе, осуществлению инструментального контроля за авиационными шумами в районе населенных пунктов, попадающих в зону дискомфорта из-за близости к аэропорту. На основании полученных данных разрабатываются программы по снижению шумового воздействия.

Приаэродромная территория устанавливается в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей. Проектирование и строительство объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и по согласованию с собственником аэродрома.

Сведения о приаэродромной территории аэропорта Домодедово внесены в Государственный кадастр недвижимости как зона с особыми условиями использования территории. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования (СТП) субъекта Российской Федерации. Схема зон шумового воздействия опубликована на сайте аэропорта.

Проект обоснования размера расчетной санитарно-защитной зоны и зоны санитарных разрывов Московского аэропорта Домодедово с учетом ввода в эксплуатацию ВПП-3 на перспективу до 2020 года прошел государственную экспертизу.


Природосберегающие технологии

Аэропорт Домодедово активно использует энергосберегающие технологии. Так, в пассажирском терминале произведена замена светильников на светодиодные. Кроме экономии электроэнергии (энергопотребление снижается на 70% по сравнению со светильниками, где применяются традиционные газоразрядные лампы), светодиоды обладают целым рядом других преимуществ: они экологически чистые и не содержат вредных веществ, нуждающихся в утилизации, а также вырабатывают свет, близкий к естественному. В ночное время, для дополнительной экономии электроэнергии, в соответствии со СНиП, уровень освещённости улиц снижается на 30-50% за счёт возможности светодиодных светильников регулировать освещённость снижением питающего напряжения.

Управление светодиодными светильниками производится с помощью ИС BMS (Building Management System). Данная система получает данные от датчиков освещенности и движения, обеспечивая комфортное и экономичное освещение.

Аэропорт Домодедово в своей деятельности также придерживается принципов электронного документооборота. На всех предприятиях аэропорта Домодедово внедрена Программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.