
Новости
12 апреля 2016 20:29
Предотвращать некому?
Аргументы и Факты ("aif.ru")
После каждого теракта в воздухе повисает вопрос: кто ответит? Видимо,
устав разъяснять, что предотвратить всё невозможно, силовики с законодателями
решили перевести стрелки, освободив себя от ответственности.
Громкое «дело Каменщика», по которому через 5 лет после теракта
руководители аэропорта «Домодедово» стали обвиняемыми, - первый случай, когда
пытаются наказать не террористов, а тех, кто, по мнению следствия, недостаточно
им противодействовал. Прокуратура считает обвинение надуманным. А нам, пассажирам,
не помешает разобраться, кто же отвечает за нашу безопасность.
Умыли руки?
Раньше всё было просто и понятно: «моя милиция меня бережёт». Впрочем, и
сегодня в структуре МВД есть главное управление на транспорте, но его в ходе
реформ «выкосили» сокращениями. Однако, если где-то убыло, значит, где-то
прибыло - форма изменилась, но люди в форме в аэропортах остались. Теперь это
сотрудники специальных подразделений или отдельных компаний - частных
структур. То есть наша безопасность - в руках коммерсантов?
Всё верно, поскольку ответственность за её обеспечение, в том числе за
защиту от актов незаконного вмешательства (в число которых почему-то вошли и
теракты, хотя в мировой практике такого нет), лежит теперь на «субъектах
транспортной инфраструктуры» и перевозчиках. Так посчитал Федеральный закон «О
транспортной безопасности».
«Исторически было несколько поворотов сюжета, - говорит Олег Пантелеев,
исполнительный директор агентства «АвиаПорт». - Ещё в конце 90-х расформировали
досмотровые подразделения МВД в аэропортах, а их функции стали передавать
службам воздушных гаваней, правда, тогда ещё государственных. Но после взрывов
самолётов в 2004 г. решили вернуть полномочия в МВД. А затем, после теракта в
«Домодедово» в 2011 г., приняли противоположное решение».
Изначально правовая основа безопасности в области гражданской авиации
была заложена постановлением Правительства ещё в 1994 году. Обязанности
распределились следующим образом: авиационные предприятия и аэропорты
обеспечивают технические функции по авиабезопасности, а Федеральная авиационная
служба во взаимодействии с ФСБ, МВД, Минобороны и т. д. - мероприятия по
защите деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства
(сокращённо - АНВ). Естественно, с тех пор
законодательство менялось не раз, но ответственность государство с себя
не снимало.
После теракта в январе 2011 г. в «Домодедово» появился приказ Минтранса,
в котором аэропорты и авиакомпании обязали создать подразделения транспортной
безопасности, проводить досмотр физических лиц, в том числе в зоне свободного
доступа, и не допускать совершения или подготовки АНВ, в том числе терактов.
При этом ни МВД, ни ФСБ согласно данному приказу в мероприятиях по обеспечению
транспортной безопасности вообще участвовать не обязаны!
В дальнейшем Минтранс, МВД и ФСБ стали «подгонять» федеральное
законодательство под те новеллы, которые они ввели подзаконными актами. На
чиновничьем языке это называется «уход от излишнего администрирования», а
по-русски - сбрасывание ответственности. Былые обязанности государства стали
называть услугами - почувствуйте разницу!
Более того, физическим и юридическим лицам, которые раньше могли лишь
содействовать госорганам, закон «О противодействии терроризму» в 2013 г.
вменил в обязанность (!) «предупреждать терроризм, бороться с терроризмом и
минимизировать последствия проявлений терроризма». Не закрыл своим телом бомбу
- значит, уже пособник?
Но это теперь, а в январе 2011-го за обеспечение безопасности и досмотр
пассажиров отвечали всё-таки правоохранительные органы. За что же четверо
человек ждут суда, причём двое - под стражей? Чем объяснить столь беспримерное
упорство Следственного комитета в отношении владельца аэропорта Дмитрия
Каменщика? «Предугадать террористический акт - довольно-таки сложный процесс, -
объясняет Юрий Торшин, ветеран группы «Альфа». - Это огромная работа
спецслужб». А израильские спецы вообще говорят, что террориста-одиночку
вычислить практически невозможно. К слову, система антитеррористической защиты
всегда базируется на информации (данных разведки, контрразведки, утечках из
криминальной среды) и эффективности национальных подразделений по борьбе с
терроризмом. Поэтому в определении, которое даёт Международная организация
гражданской авиации (ИКАО), АНВ и теракты - несколько разные вещи.
Если выжили - уголовное дело
С 2007 г. ещё никого не привлекли за «непредотвращение» - даже после
терактов в московском метро в 2010 г. и на железнодорожном вокзале Волгограда в
2013-м. Хотя право работает так, что ответственность наступает за совершение
акта незаконного вмешательства или его подготовку. Неисполнение этих требований
грозит уголовной ответственностью с лишением свободы.
«Таким образом, если происходит акт незаконного вмешательства, то он сам по себе неизбежно становится поводом для уголовного преследования сотрудников аэропорта (если им посчастливилось выжить)», - разъясняет правительству Владислав Гриб, председатель Российской национальной ассоциации авиапассажиров (копия документа имеется в распоряжении редакции). Он обеспокоен тем, что в новых требованиях, которые сейчас разрабатываются Минтрансом, сохраняются все недостатки предыдущих.
http://www.aif.ru/society/safety/delo_kamenshchika_za_nashu_bezopasnost_otvechayut_strelochniki