
Новости
02 октября 2012
Как заправляют самолеты
LIVEJOURNAL ("livejournal.com")
Многие из нас летали самолетами не только широко известного
авиаперевозчика, но и другими авиакомпаниями. Кто-то м.б. обращал внимание на
заправку самолета перед вылетом, но не многие знают какой путь проходит топливо
от поставщика до выдачи воздушному судну. А путь очень интересный и многоемкий.
Под катом рассказ в картинках.
02. Как принято говорить "мне удалось попасть", а на самом деле меня
пригласили посетить топливозаправочный комплекс московского аэропорта
Домодедово. Основная задача топливозаправочного комплекса (ТЗК) - обеспечение
бесперебойной и безопасной заправки воздушных судов кондиционными
горюче-смазочными материалами с учетом требований международных стандартов.
03. Одним из операторов по заправке воздушных судов в Домодедово, является
Domodedovo Fuel Services - на данный момент крупнейший оператор в России и СНГ
(про остальных чуть ниже). Сливная эстакада для приема топлива – именно отсюда
начинается путь авиатоплива, поступающего в Domodedovo Fuel Services по
железной дороге.
04. Сливная эстакада обеспечивает одновременный слив авиационного керосина с 22
железнодорожных цистерн. В день слив осуществляется в среднем три раза, т.е. 66
цистерн в сутки, а это ~ 5000 м3 авиационного топлива. Поставки топлива также
осуществляются через трубопровод, в процентном соотношении поставки ж/д /
трубопровод составляет 70/30.
05. Куда же сливают топливо? У Domodedovo Fuel Services есть два резервуарных
парка (приемный и расходный) для приема, хранения и подготовки авиационного
топлива перед его подачей на заправку воздушных судов. Емкость приемного и
расходного резервуарного парков составляет 15 000 и 34 000 м3 соответственно.
Данные объекты связаны между собой магистральным топливопроводом протяженностью
около 5 километров.
06. Поставку и продажу топлива авиакомпаниям в аэропорту Домодедово
осуществляют различные операторы: «ЛукОйл», «ГазпромНефть», ТНК-ВР, «Шелл и
Аэрофьюэлз» и сам Domodedovo Fuel Services.
07. Но вернемся чуть ранее. Как же наше топливо себя чувствует? Просто взяли и
слили в резервуар? НЕТ! Все топливо, которое поступает в аэропорт, еще до слива
в резервуары, уже под контролем. Первый - входной контроль. При приеме каждой
партии, забираются пробы, для идентификации поступившего продукта из средства
транспортировки. В среднем это три литра для лабораторных исследований, а также
арбитражная проба.
08. Все пробы поступают в высокотехнологичную лабораторию. Лаборатория оснащена
новейшим оборудованием, часть которого закупалась Домодедово впервые среди
аэропортов России и СНГ. Некоторые приборы компании-производители оборудования
специально устанавливали в лабораторию на апробацию. А после испытаний это
оборудование приобреталось для лаборатории.
В лаборатории проходят исследование не только авиатоплива, но и спецжидкости
(например, противообледенительная, противокристаллизационная), авиамасла и
гидрожидкости, используемые в системах ВС.
09. Входная проверка - не единственная. После слива продукта в резервуары
склада, топливо проходит второй контроль - приёмный. Здесь уже топливо
тестируется строго в соответствии с ГОСТом по 11 показателям: плотность,
фракционный состав...
10. кинематическая вязкость, кислотность, температура вспышки в закрытом
тигле...
11.
12. содержание водорастворимых кислот и щелочей, взаимодействие с водой,
концентрация фактических смол…
13. содержание воды и механических примесей, температура начала кристаллизации.
14. Топливо, поступив из приемного в расходный резервуар, проходит приемный
анализ по 11 показателям ГОСТа и после проверки на него выписывается Паспорт
качества, который является основанием для выдачи авиатоплива на заправку в
воздушные суда.
Третий контроль - аэродромный - это уже дополнительная проверка
подготовленности и чистоты авиатоплива перед выдачей в воздушное судно. На этом
этапе контроля выделенный резервуар во втором парке - расходном складе (общая
емкость расходного склада 34 000 м3)- проверяется на чистоту и ему выдается
Паспорт качества. На этом этапе проверяются топливозаправщики и заправочные
агрегаты, им выдается контрольный талон, который подтверждает, что заправочное
средство работает исправно и выдает качественное топливо.
15. Как авиакеросин попадает в топливные баки самолёта? Для этого в аэропорту
используется специальная техника: топливозаправщики,
и заправочные агрегаты, которые закачивают авиакеросин в топливные баки
воздушных судов напрямую из топливопроводной системы Центральной заправки
самолетов (проложенной под искусственным покрытием перрона аэродрома). На ряде
мест стоянок в ДМЕ выведаны гидрантные колодцы с топливными гидрантами, к
которым подключается заправочный агрегат.
В аэропорту Домодедово топливозаправщики и заправочные агрегаты используются в
соотношении 60/40.
16. Для поддержания постоянного давления в системе ЦЗС работает насосная
станция.
17. В резервуаре на выдаче, в насосной станции, в топливозаправщиках стоят
специальные фильтры, которые обеспечивают дополнительную фильтрацию топлива.
18. Парк топливозаправочной техники включает в себя машины, оборудованные гидравлической
подвеской, позволяющей регулировать высоту.
19. Заправочные агрегаты, которые подключаются прямо на перроне к ЦЗС и
производят заправку судов. В планах стоит дополнительное оснащение стоянок
воздушных судов системой ЦЗС в рамках реализации программы по реконструкции
перрона аэродрома.
20. Топливозаправщики вместимостью от 10 до 60 м3, обеспечивающие заправку всех
видов отечественных и зарубежных воздушных судов, включая самый большой в мире
пассажирский авиалайнер Airbus А380.
21. В парке также есть низкопрофильные топливозаправщики, осуществляющие
заправку самолетов типа А319 и А320 "в крыло" без применения
дополнительных приспособлений.
22.
23. Компьютеризированные пункты налива топливозаправщиков.
24. При заправке топливозаправщика, а потом им воздушного судна все параметры
по заливке топлива отображаются на специальном пульте управления.
25. Небольшое отступление. Заправить воздушное судно - не просто воткнуть шланг
и ждать, когда топливо перельется из топливозаправщика. При заправке воздушного
судна, в обязательном порядке делается заземление борта и топливозаправщика.
Оператор топливозаправщика (см. правую руку) держит прибор контроля оператора
«DEADMAN». Через определенное количество времени оператор должен нажимать на
кнопку, тем самым подтверждая, что с ним все нормально. В случае не отзыва
оператора - заправка прекращается.
26. В рамках проекта Технологии
будущего DME проводится внедрение автоматизированной системы учета топлива.
Каждый топливозаправщик, резервуар оснащается передатчиком, который будет
передавать информацию о количестве полученного/отданного топлива. Это позволяет
оперативно и точно получать информацию об изменении объемов поставляемого и
хранимого топлива.
Пример на резервуаре - слева
27. На топливозаправщике
28. В самом начале я обещала рассказать про других операторов по заправке
воздушных судов. В настоящий момент в Домодедово работают два оператора по
заправке топливом - Domodedovo Fuel Services и «Шелл и Аэрофьюэлз». Наравне с
ними возможность хранить и продавать топливо авиакомпаниям с услугой заправки
«в крыло» предоставлена компаниям "Газпромнефть-Аэро",
"ЛукОйл-Аэро" и "ТНК-ВР".
29. У авиакомпаний есть возможность выбирать как поставщика топлива, так и
поставщика услуг по заправке, исходя из собственных потребностей, ни один из
поставщиков авиатоплива не имеет доминирующего положения. При этом
авиакомпаниям, начиная с 2000 года (раньше чем в других воздушных гаванях
России), предоставлена возможность самостоятельно закупать и хранить топливо на
ТЗК.
30. Выбирайте себе авиакомпанию, а она позаботится о выборе
авиатопливозаправки. Возможность выбора сказывается на ценах: тарифы на
заправку и хранение авиатоплива в Домодедово ниже, чем в других аэропортах МАУ:
по сравнению с Внуково на 46%, а с Шереметьево – на 15%.
Отдельное спасибо за приглашение пресс-службе аэропорта Домодедово и лично
Павлу Брагину и Елене Селянченковой. А также сотрудникам Domodedovo Fuel
Services за интересный рассказ и гостеприимство.
http://relax-action.livejournal.com/379030.html