
Новости
05 октября 2018
Марина Букалова: Нужно унифицировать требования к качеству хэндлинговых услуг
Гражданская авиация, № 5 (584), октябрь 2018

В середине этого года в РСПП предложили демонополизировать сектор наземного аэропортового обслуживания. Предприниматели, в том числе, хотят запретить аэропортам иметь одного оператора по широкому кругу услуг, отменить сбор за пользование инфраструктурой. Новые правила регулирования рынка вынашивают и в Минтрансе.
О том, как либерализация изменит стоимость и качество хэндлинга, журналy «Гражданская авиация» рассказывает директор по маркетингу Московского аэропорта Домодедово Марина Букалова.
— Марина Владимировна, насколько реализуемо предложение РСПП сделать для аэропортов с годовым пассажирооборотом более 0,5 млн пассажиров или грузооборотом более 12,5 тыс. тонн обязательным наличие, как минимум, двух операторов, оказывающих определенные виды хэндлинговых услуг?
— Мы поддерживаем инициативу отраслевой ассоциации. Если это предложение будет реализовано, то на рынке появится конкуренция, что, в конечном счете, приведет к снижению цен, развитию перевозок и увеличению пассажиропотока.
Домодедово одним из первых в стране приступил к демонополизации рынка наземного обслуживания. По многим видам авиационной деятельности авиакомпания может выбрать поставщика. Наш опыт показывает, что благодаря такому подходу улучшаются качество и коммерческие условия предоставляемых услуг.
Но на либерализацию рынка хэндлинга нужно смотреть шире. Необходимы единые правила, которые бы определяли порядок допуска сторонних операторов к деятельности в аэропорту и закрепили унифицированные требования к качеству услуг. На данный момент в законодательстве эти правила отсутствуют. Такие привычные для европейского рынка понятия как «правила пользования аэропортом» и «технология аэропорта», «правила общего пользования инфраструктурой» российскому рынку неизвестны. Это ограничивает наши возможности для развития конкуренции в секторе наземного обслуживания.
— Со своей стороны предлагать изменения в законодательство будете?
— Совместно с коллегами по отрасли мы разрабатываем предложения по внесению изменений в нормативные акты, которые позволят устранить правовую неопределенность. В проекте документа мы хотим закрепить возможность оказывать платные договорные услуги по пользованию инфраструктурой и определяем общие принципы деятельности операторов, прозрачные и исключающие дискриминацию. Это основополагающие элементы для формирования конкурентного рынка наземного обслуживания.
— Существует большой потенциал для дальнейшего снижения стоимости услуг?
— Разумеется. Например, функции наземного оператора в России зачастую размыты между аэропортом и авиакомпанией, что противоречит мировой практике. В Европе принята концепция максимального разделения (финансового и юридического) трех участников рынка: оператора аэродрома, оператора наземного обслуживания и авиакомпании. По оценкам Еврокомиссии, за счет этого снижение цен в данном сегменте авиауслуг составило от 15 до 30%.
Эффективность таких решений подтверждает и политика авиакомпаний. Они стали больше концентрироваться на своей основной деятельности и отказываются от непрофильных видов бизнеса. К примеру, в аэропорту Хитроу от самообслуживания отказались Air Canada, British Airways, KLM.
— Как аэропорт выбирает хэндлинговые компании и допускает их к инфраструктуре?
— В некоторых странах количество операторов в аэропорту нормативно ограничено, и их необходимо выбирать, тогда основными критериями отбора становятся качество и цена.
У нас таких ограничений нет. Если хэндлеры хотят заключить с аэропортом договор и соответствуют нашим требованиям, мы готовы с ними работать.
Для этого в Домодедово создана система допуска. Она позволяет удостовериться в том, что у оператора есть необходимые ресурсы для выполнения заявленных видов деятельности с достаточным уровнем качества.
— А в вашем аэропорту много хэндлеров?
— В Домодедово уже работают несколько десятков операторов, и авиакомпания может выбрать поставщика услуг. Так, уборкой и экипировкой воздушных судов у нас занимаются пять хэндлеров, доставкой экипажей — четыре.
Кроме того, сторонние операторы регистрируют пассажиров и багаж, занимаются доставкой пассажиров приоритетных классов обслуживания и обеспечивают комплектацию воздушного судна бортовым питанием.
— Количество переходит в качество? Сильно улучшились коммерческие условия?
— Например, стоимость услуг по уборке воздушных судов в условиях более высокой конкуренции снизилась почти вдвое. Та же тенденция наблюдается в сфере обслуживания в бизнес-залах аэропорта. Здесь ценовой диапазон стал шире, и напрямую зависит от уровня сервиса.
Кроме того, такой подход позволяет сдерживать рост авиационных тарифов, частично финансируя содержание и развитие инфраструктуры за счет неавиационной деятельности.
— Какова сейчас доля от хэндлинговых услуг в доходах аэропорта в целом?
— В прошлом году выручка от реализации услуг по наземному обслуживанию Группы DME составила 9,38 млрд руб. Это 23% от общей выручки группы.
— Меняется ли «поведение» авиакомпаний — какие услуги стали пользоваться большим спросом, а от каких, наоборот, все чаще отказываются?
— В наземном обслуживании практически нет услуг, от которых можно было бы отказаться. Для подготовки воздушного судна к вылету нужны буксировка, обработка санузлов, заправка и т.п. — без этого вылет невозможен.
Иногда авиакомпания выбирает, в каком из аэропортов заказывать часть услуг. Например, уборку воздушного судна перед вылетом. Но такая практика, скорее, исключение из правила, поскольку перевозчики дорожат качеством услуг для пассажиров.
— Пакеты услуг, которые заказывают «традиционные» перевозчики и, например, лоукост-компании, сильно отличаются?
— В части базового наземного обслуживания различий фактически нет. Есть некоторые нюансы. Так, в зависимости от бюджета, авиакомпания может воспользоваться телетрапом или доставить пассажиров к воздушному судну или в терминал на автобусе. Но этот выбор определяется не только ценой, но и технологией.
Если и есть значительные отличия, то они проявляются в наборе и объемах вспомогательных услуг. Лоукостер может заказать один автобус, тогда как классический перевозчик при схожем количестве пассажиров может заказать два.
Еще один важный фактор — обслуживание бизнес-пассажиров. Поскольку у лоукостеров их, как правило, нет, они не заказывают микроавтобусы, не открывают отдельные стойки регистрации и не покупают другие услуги для премиального обслуживания.
— Как вы оцениваете гипотетическую отмену сбора за пользование инфраструктурой аэропорта, за которую также выступают в РСПП?
— Очевидно, что владелец инфраструктуры должен обеспечить ее развитие и поддержание работоспособности. Финансовые ресурсы на эти цели можно получить тремя способами: взимая плату за временный доступ, передавая в аренду или производя с помощью инфраструктуры самостоятельные услуги.
Международный опыт показывает, что именно взимание платы за временный доступ к объектам инфраструктуры общего пользования позволяет обеспечить равные условия для провайдеров услуг.
Аэропорты Франкфурта, Вены, Брюсселя, Мюнхена, Мадрида и другие крупные игроки европейского авиационного рынка ввели понятие централизованной инфраструктуры и сбора за ее использование. Это объекты, которые нельзя разделить или продублировать в силу их сложности, стоимости или влияния на экологию. Аэропорты сами определяют их круг и вводят требования об их обязательном использовании. Это могут быть, например, телетрапы, источники электропитания и системы обработки багажа.
— В Минтрансе готовится проект, уравнивающий тарифы на аэропортовое обслуживание для российских и международных перевозчиков. Насколько сейчас у вас различаются данные тарифы, и к каким результатам может привести одобрение этого проекта?
— Сейчас сборы для иностранных перевозчиков выше в 3–3,5 раза. Это нарушает принцип равной конкуренции и противоречит международным соглашениям. Тарифы для российских компаний значительно ниже аналогичных в европейских аэропортах.
Изначально Федеральная служба по тарифам установила различный уровень сборов, чтобы за счет этого субсидировать отечественные авиакомпании. Данная схема поддерживалась последующими решениями регулятора и сохранилась по настоящее время.
Важно, чтобы гармонизация тарифов и сборов проводилась на основе долгосрочной политики, согласованной всеми отраслевыми участниками. Иначе это может негативно отразиться на сложившейся финансовой модели рынка авиаперевозок.
— Спасибо за беседу. В завершении от имени редакции журнала поздравляем Вас с прошедшим днем рождения!
Автор: Игорь Нилин
Фото: Павел Леляев